• Беспилотники и ГИС: юридические и этические вопросы



    Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) все чаще применяются для сбора геоданных. Они уже летали над археологическими раскопками, отслеживали редкие виды. БПЛА дешевле в эксплуатации, чем самолеты, да и снимают они быстрее (UAV and GIS, 2014). Тем не менее, использование дронов имеет несколько узких мест в таких сложных сферах, как этика и закон. Редактор GIS Lounge Кэтлин Дэмпси изучила ситуацию в США.

    Этические и юридические сложности делятся на несколько категорий: регулирование, приватность, безопасность и шум.
    Регулирование
    Где и на какой высоте разрешено летать беспилотным аппаратам определяет Федеральное управление гражданской авиации. Оно запретило полеты в радиусе 5 миль от большинства аэропортов, военных баз и полеты на высоте более 400 футов (121.92 м). Кроме того, Служба национальных парков в июне 2014 года запретила запуск, посадку и управление дронами в нацпарках и около водных объектов. Поэтому антибеспилотная зона в США занимает площадь более 339 тыс кв. км, она включает памятники, поля битв, исторические места, пляжи, реки, национальные парки и резерваты (National Park Service, 2014).
    Американский союз гражданских свобод (American Civil Liberties Union - ACLU) в 2014 году подсчитал, что в 36 штатах введены законы, регулирующие использование беспилотников для сбора данных, предназначенных для правосудия и правительственных задач (Bohm, 2014). По данным ACLU, в Флориде, Айдахо, Индиане, Монтане, Орегоне, Теннеси, Техасе, Юте, Виргинии и Висконсине регулируется наблюдение при помощи дронов.
    Внедрению беспилотников в сбор географической информации препятствует ограничение коммерческого использования. Сейчас решать задачи при помощи дронов и строить бизнес на услугах БПЛА запрещено. При этом любительские полеты свободны от регулирования.
    Многие операторы обходят запрет, взимая плату не за полет, а за обработку данных (Gakstatter, 2013), хотя Федеральное управление выступает против такого подхода). Впрочем, до конца 2015 года управление внесет в Конгресс интеграционный план разрешения коммерческих полетов.
    Приватность
    Приватность – самый спорный аспект. Пресса полна новостей о расстроенных отдыхающих и домовладельцах, в чью жизнь вторглись операторы БПЛА (Bird, 2014). Сравнение проблем, возникающих при сборе данных со спутника, самолета и беспилотного аппарата, проведено в (Onsrud, Johnson, and Lopez, 1994).
    Безопасность
    Поскольку дроны летают на малых высотах, крайне важна безопасность полетов. Федеральное управление гражданской авиации запрещает летать рядом с густонаселёнными районами и над людьми. При этом аппарат должен находиться в зоне видимости оператора. Безопасность стала одной из причин, по которой Служба нацпарков запретила полеты в природоохранных зонах (National Park Service, 2014).
    Шум
    Полеты на низких высотах, естественно, очень шумны. Их неизбежно замечают люди и животные. Шум стал второй причиной запрета полетов над нацпарками: дроны беспокоили посетителей Гранд-каньона и баранов-толсторогов штата Юта.
    Компании отвечают на этот вызов, строя маркетинговые стратегии на ответственности и соблюдении этических принципов. Хороший пример – компания Skyris Imaging.
    Заключение
    Снятие запрета на коммерческие полеты все ближе, поэтому в 2013 году Федеральное управление выпустило «Дорожную карту интеграции беспилотных летательных систем (БПЛА) в национальную аэрокосмическую систему (НАС)», а в 2014 довольно активно выдавало компаниям исключительные разрешения (Jansen, 2014).

    Источник: http://www.gisa.ru/111285.html


    назад